Алхимия бетона
Материалы данной статьи будут полезны прежде всего тем, кто строит для себя или хочет понять природу бетона и протекающих в нем процессов в контексте устройства промышленных полов.
В начале рассмотрим, как обстоят дела на текущий момент на рынке данных услуг.
Для оценки ситуации достаточно посетить объекты, которые находятся в открытом доступе. К примеру, торговые центры, где уложен топпинг. Часто здесь можно обнаружить трещины, грязно-серый цвет покрытия со следами износа, следы ремонта. Это – следствие нарушения технологии укладки бетона или неправильного подбора его состава.
Далее поставим вопрос: «А почему так происходит?». В западных странах, от куда пришла данная технология, подобное не встречается. Получается, у нас в России, как обычно, что-то не доложили, не досмотрели, не проконтролировали.
Погоня за объемами заставляет исполнителей работ пренебрегать качеством бетонной смеси. Применяемые бетонные смеси содержат повышенный объем воды – от 190 литров на м3 смеси, что позволяет нарастить подвижность и скорость укладки бетона. Подобный состав так же требует дополнительного увеличения цемента на 1 м3, чтобы сохранить заданную проектную марку.
Все эти действия способствуют увеличению водо-отделения, усадки, расслоения смеси, значительному росту деформаций при контракции бетона. Смесь-суррогат имеет отклонения от требований ГОСТ 7473-2010. При этом, выполнение условий ГОСТ обязательно при производстве бетонных полов, согласно п. 5.6.4 "СП 70.13330.2012. Свода правил. Несущие и ограждающие конструкции.
На первом году эксплуатации часто возникают различные дефекты покрытия, такие как трещины и отслоения.
Неровности
Причина появления – использование вибро-рейки, работа по направляющим или жидким маякам и «человеческий фактор». На фотографии видны волны, которые образуются после протаскивания вручную вибро-рейки. Эту технологию по возможности следует исключать, т.к. она не позволяет делать полы в соответствии с современными требованиями к ровности, например, DIN 18202.
Разрушение зон Рабочих и Деформационных швов
Причина разрушений – деформации в бетоне, которые ведут к его усадке и расширению данных швов. Причем монтаж стального угла, как способ защиты, не решает проблему. А использование вилочных погрузчиков определяет скорость и масштабы разрушения швов, выполненных без несъемной опалубки. Видео. Деф. швы разрушения.
Исключение подобной проблемы – это использование несъемной опалубки.
Коробление
Дефект, который легко увидеть на полах толщиной до 180 мм. Проблема возникает после завершения контракции бетона и проявляется в виде подъема краев нарезанных карт от основания с потерей несущей способности.
Далее на схеме видно, как после приложения силы происходит растрескивание пола вдоль края карты, либо по радиусу с центром в точке пересечения усадочных швов.
После выявления дефектов и возникновения претензий со стороны Заказчика, исследуют бетон на заявленную марку или класс. Возложить на РБУ ответственность за брак не получится, т.к. цемента в смесь они кладут с запасом, чтобы перекрыть все риски, возникающие от нарушения состава бетона. Бетон будет соответствовать марке, но соответствовал ли он ГОСТ 7473-2010? Это доказать можно только в момент приема смеси и проведения ряда испытаний, которые мы делаем непосредственно на объекте.
Мы не отрицаем, что есть успешные объекты, где все факторы сложились благоприятно по воле случая и Клиент получил ожидаемый результат. Но, в массе своей, ситуация плохо контролируется из-за отсутствия должного образования специалистов и использования устаревших технологий. При данном подходе к делу, риски для Клиента сохраняются и увеличиваются от объекта к объекту.
Проектирование бетонной смеси позволяет взять под контроль работу РБУ и изготовить бетонную смесь по ГОСТ 7473-2010, чтобы она соответствовала главным критериям: водо-отделение и расслоение. Проектирование обязательно и необходимо из-за постоянного изменения характеристик используемых цементов и инертных материалов.
Дополнительно остановимся на техническом оснащении, которое должно справляться с быстрой и без интервальной укладкой и обработкой бетонной смеси.
Подрядчик должен располагать современными мощными поршневыми насосами, способными в отличие от старых роторных модификаций прокачивать жесткий бетон.
Укладку бетона рекомендуем производить в автоматическом режиме с использованием современных «Лазерных бетоноукладчиков».
При этой технологии исключается «человеческий фактор», и Застройщик получает ряд преимуществ.
Обработка поверхности бетона должна происходить затирочными машинами с увеличенным диаметром затирочных элементов (до 120 мм). В отличии от устаревших моделей (диаметр - 90 мм), они позволяют достигать большей производительности и лучшего качества покрытий.
Отличное техническое оснащение дает возможность заливать полы под непрерывным оперативным контролем и гарантировать Застройщику ожидаемый положительный результат!
Так же Заказчику важно получить расширенную гарантию не только на полы, но и на несущее основание под полами, которое является одним из определяющих факторов конечного результата. Сегодня устаревшие методики, по которым работают проектировщики, указывают на необходимость соблюдения коэффициента уплотнения грунтового основания. Для его контроля используют метод «Режущих колец», при котором локально берут пробы верхних слоев грунта. Дополнительно используют механический дорожный динамический плотномер, который дает лишь поверхностное представление о качестве подстилающих грунтов.
В наш современный век существуют электронные приборы, способные определить качество подготовленного основания по всей его толщине, способность нести динамическую и статическую нагрузку.
Мы считаем обязательным испытывать основание и предоставлять Клиенту комплексную гарантию как на полы, так и на несущее основание, оказывая услуги по его подготовке.
Вышеуказанные методы работы позволят провести:
Кардинальное улучшение качества бетонного пола и исключение брака за счет применения бетонных смесей в соответствии с ГОСТ и необходимого технологического оснащения.